Чтение

В этой главе я хочу рассказать об одной очень характерной особенности жизни в Сеймчане времён моего детства. Эта особенность – наличие книг в сеймчанских домах. Почти в каждый дом зайди – и увидишь полку, а то и не одну, с книгами. Меня могут спросить, а что же здесь особенного. А вот что.

Любой человек, попадавший в Сеймчан, независимо от того, где он жил прежде, в какой семье воспитывался, любил ли читать вообще, сразу же начинал собирать и читать книги. Такова была атмосфера в посёлке, что ни социальное положение, ни образование не имело значения в вопросах чтения книг. Читали все. И это было характерно для всего населения посёлка.

При такой всеобщей атмосфере «читательства» ничего странного не было в том, что и сеймчанские дети рано приобщались к чтению.

Вспоминаю себя. В детстве я очень много болела и часто не ходила в садик, а потом и школу частенько пропускала.

А в нашей семье всегда много читали. Мама рассказывала, что в раннем детстве, года так в четыре, я часто говорила, видя, что все заняты чтением и не обращают на меня никакого внимания: «Да что же это такое! Всё читают и читают! Даже поговорить не с кем. Вот научусь когда-нибудь читать и я тоже не буду с вами разговаривать!».

Так вот. Пропускаю садик по болезни. У меня много-много детских иллюстрированных книжек, многие из которых достались в наследство от старшей сестры. А она из них уже «выросла». Родители не могут пропустить работу. Поэтому меня оставляют одну. Вернее, с горой детских книжек. Я хожу к соседям, беседую о буквах, о чтении. Приходит сестра, с ней веду такие же беседы.

Как-то вечером, после очередной болезни, коротания времени с книжками и бесед о буквах, я очень удивляю маму. Было мне тогда 5 лет. Она заходит в дом в толстой пачкой полученных газет и журналов и я вдруг сообщаю громко, что у неё в руках газета «Правда». Мама уверена, что я просто слышала это название. Дальше такая беседа.

- А ты откуда знаешь, что это «Правда»? – спрашивает мама.

- Прочитала, - отвечаю я.

Мама мне не верит и разворачивает газету.

- А ну-ка прочитай, что здесь написано, - говорит мама.

Я читаю. Медленно, но всё подряд. Мама поражена.

Вот так, в атмосфере всеобщего чтения мог ребёнок пяти лет научиться читать, узнавая буквы у соседей и сестры-школьницы.

А ещё я помню прекрасную детскую библиотеку, в которую я часто ходила. Многие книги, особенно любимые детворой, давали читать только в читальном зале. А я училась во вторую смену. И придумала выход, как почитать любимые книжки. Я шла в библитотеку до занятий в школе. Как часто теперь вспоминается тихий читальный зал, стенды с книжками, советы библиотекаря, расспросы о том, понравилась книга или нет.

Моя подружка Вика Симакова как-то сообщила, что ей с «материка» бабушка выслала книги «Волшебник Изумрудного города». Как мы с ней ждали эти книги! Впервые эти прекрасные книги Волкова я прочитала в Сеймчане. И, наверное, полкласса их прочитало.

И в школе, в классе, наша учительница Нина Гавриловна Карпенко предложила ученикам сделать классную библиотеку. Мои одноклассники принесли свои самые любимые книжки. И какая прекрасная библиотечка получилась в классе! Я до сих пор помню этот книжный шкаф и прочтённые книги из этой библиотечки.

В то время можно было подписаться на издания библиотеки «Огонёк» издательства «Правда». Почти все собрания сочинений русской и советской классики в нашем доме из этой библиотеки, почти все привезены из Сеймчана.

И периодику люди читали. Подписывались на несколько газет и журналов, выписывали толстые журналы. Обязательно выписывали «Новую Колыму», «Магаданскую правду».

Впоминается, как школьники ходили по домам и по улицам в Сеймчане и продавали детскую художественную литературу. Это книжный магазин обратился за помощью к школьникам. То ли это было пионерское поручение, то ли так решили охватить неохваченных… И толстенные пачки детских книжек в мягких обложках дети распространили все. Я тогда увязалась за старшей сестрой и участвовала в этом увлекательном деле.

Ещё у нас дома была «война». Воевали родители с сестрой. А почему? Да потому, что прийдя из школы, она бросала портфель и начинала читать, чтение было «запойным». Приходилось с этим явлением бороться, дабы не страдали школьные домашние задания.

Вот так читали в нашем посёлке эпохи моего детства.

Во взрослом уже возрасте я случайно натолкнулась на интересную информацию, которая косвенно подтвердила личные впечатления о нашем посёлке как об очень читающем. Оказывается, что Магаданская область во времена моего детства занимала второе место в РСФСР (после Москвы) по индексу подписки, опередив многие регионы с университетами, профессорами, докторами и кандидатами наук.



Hosted by uCoz