Досуг в Сеймчане моего детства

В моём детстве отсутствовал телевизор.

Но моё свободное от детского садика и учёбы в школе и домашних уроков время было заполнено. Его подчас даже не хватало. А телевизор отсутствовал потому, что тогда, до 1972 года – времени уезда нашей семьи из Сеймчана - в Сеймчане телевидения не было. Оно появилось позже. Правда, зимой 1972 года, одна из моих подружек затащила меня на почту, где работала её мама и показала телевизор и что-то белое и мутное на его экране. Тогда только готовились к «запуску» телевидения в Сеймчане. Но это событие свершилось уже без нас.

А пока сеймчанцы отдыхали без телевидения. Читали книги, ходили в кино, семьями отдыхали на Сеймчанке, зимой ходили на лыжах, ходили за брусникой, голубикой, по грибы. Много в посёлке было рыбаков и охотников.

В кино ходили семьями, дети бегали с друзьями. Мы смотрели кино в нескольких местах.

Сначала главным местом просмотра кино был Дом культуры (клуб). По рассказам родителей, я знаю, что во времена их молодости перед вечерним сеансом в клубе были танцы. Работал буфет. Кстати, на танцах мои родители и познакомились.

В клубе работали кружки для детей. Я помню, как хотела записаться в фотокружок ещё в 1-м классе. Тогда мне посоветовали подрасти. Ещё работал балетный кружок. Я туда ходила. У нас был балетный класс с балетным станком и роялем. Генриетта Францевна, наша преподавательница, даже как-то устроила показательные выступления для родителей.

Много в Сеймчане занимались спортом. Моя подружка Лена Лузанова писала мне, когда я уже уехала, что она занялась спортивной гимнастикой, ездит на соревнования и даже побеждает.

Где-то в году 70-71 набирали ребят в ансамбль народного танца, приехавшие в Сеймчан новые работники Дома культуры. Моя сестра Лена туда записалась с подругой. Но на репетиции они поленились ходить. А зря! Через несколько месяцев ансамбль уже танцевал в праздничном концерте. И притом здорово!

Кино.

Когда построили наш кинотеатр «Колыма», все киноманы стали посещать несколько сеансов в день. Например, моя сестра с подругами начинали выходной день с похода в кино, затем приходили пообедать и после обеда отправлялись в следующее место показа кино. А летом посещали ещё летний кинотеатр. Иногда смотрели в день по три фильма.

Ещё кино показывали в здании геологоразведки. Я там была всего пару раз с моей подружкой Викой Симаковой.

В дни школьных каникул вывешивалась киноафиша ДК на все каникулы. Мы знали, что будет идти и планировали свои походы в кино.

Все новые кинофильмы в Сеймчане смотрели без особого запаздывания, кинопрокат работал чётко.

Родители тоже ходили в кино хотя бы раз в неделю.

Много в нашей семье слушали радио. Особенно в нашей семье любили передачу «Театр у микрофона». Много тогда отличных театральных постановок было по радио.

А я слушала пластинки со сказками. У нас в Сеймчане продавалось в книжном магазине много пластинок с записями рассказчиков. Мама мне их регулярно покупала. Самая любимая была пластинка со сказкой «На Калиновом мосту».

Любимейшее развлечение сеймчанской детворы – диафильмы. Фильмоскоп – непременный участник всех детских сборищ. Ни один день рождения без него не обходился. У многих были большие фильмотеки.

Ещё много читали. У нас были хорошие библиотеки. Да и в каждой семье были книги. В сеймчанской детской библиотеке я прочитала многие детские «бестселлеры». Их не давали на руки, так как был большой спрос.Экземпляров не хватало, поэтому читали в читальном зале. И читальный зал никогда не был пустым.

Отдых на природе.

В жизни сеймчанцев природа занимала большое место. Зимой ни один сеймчанец не мог обходиться без лыж.

Катание на лыжах – вот главное моё зимнее развлечение! Да и весеннее тоже.

Последние весенние каникулы в Сеймчане в 1972 году я провела на лыжах. Да не одна, а с мамой. В ту весну мы с ней на каникулах ходили на лыжах каждый день. Доходили даже до сопки, но мама боялась кататься с горы. У неё остался страх со студенческих времён, когда в Ульяновске, спускаясь с горы на лыжах, она влетела в столб и расшибла лоб. У неё была рассечена бровь и шрам остался на всю жизнь. Поэтому я каталась на сопке одна, а маме только оставалось стоять внизу и переживать.

Но приходили мы домой довольные, хотя одежда превращалась на нас в ледяной панцирь. Но зато никаких болезней, никаких простуд. Зимой ещё на стадионе заливали каток. На коньках я кататься не умела, да и не принято было как-то в Сеймчане кататься на коньках. Этому я научилась уже в Киеве.

Летом же главный отдых – на Сеймчанке. Туда шли с шашлыками, с костром, с котелками для чая. У реки всегда было много принесённых весной с ледоходом всяких коряг. Дров было полно. Вода в реке чистейшая.

Как-то на пикнике на Сеймчанке я вместе с папой пошла набирать воду для чая. И хотела у берега зайти в воду. Она такая прозрачная, все камешки видны. Мальки вертятся на солнышке. По гальке солнечная рябь идёт. Папа схватил меня за рукав и говорит:

– Ну-ка, подожди. Я тебе сейчас что-то покажу.

– Да я воды только наберу и отнесу, а ты мне потом покажешь, - отвечаю я.

– Нет стой. И не вертись. Всё равно не пущу, - говорит папа.

Я покоряюсь. Жду. Папа берёт огромную палку и опускает её в воду, совсем недалеко от берега. Потом вытаскивает и показывает мне. Для наглядности ставит рядом со мной. И оказывается, что глубина там в реке выше моего роста. А казалось, что там мне по колено. Такая вода чистая. Помню до сих пор, как я удивилась.

На реку шли на целый день. Семьями, с друзьями. Очень весёлые это были походы. Время летело незаметно.

Организованный отдых.

А ещё сеймчанских детей организованно вывозили на отдых на «материк». Был понерлагерь и возле Сеймчана.

Моя сестра ездила, к примеру, отдыхать в Иваново в пионерский лагерь на всё лето. Это было в году 70-м. Этот лагерь был подшефным у ткацких фабрик города Иваново. Везли детей из Сеймчана самолётом до Москвы, потом поездом до Иваново. Были дети ещё из Якутии, Сусумана и других посёлков. В пионерлагере их навещали шефы – рабочие ткацких фабрик. Шефы организовали детям поездку на ткацкую фабрику, которая произвела большое впечатление на детей, увидевших воочию, как создаётся ткань.

Потом была экскурсия по Волге. Детей привезли на автобусах к теплоходу, затем поплыли на теплоходе вверх по Волге. Побывали в Кинешме, ночью проплывали Плёс, а потом в Ярославле посетили картинную галерею. А на обратном пути на автобусах они заехали ещё и в Суздаль на экскурсию.

В один из дней в конце лета мама пришла и сказала, что наши «отпускники» сегодня поздно вечером возвращаются домой. Я упросила маму взять меня в аэропорт. Уже было темно, автобуса почему-то не было. Мы почти бежали. Я помню, как радость заливала душу. Я не видела сестру целое лето! Прибегаем, а нам говорят, что самолёт уже сел. Ждём. Никого нет. И вдруг выясняется, что это ошибка. Оказалось, что совершил посадку самолёт с детьми, возвращавшимися с отдыха в Билибино. А наши прилетят завтра утром. Такое было разочарование. Ведь бежали почти всю дорогу.

А на следующий день, утром, прилетели наконец-то наши путешественники. Привезли много впечатлений, много рассказывали о поездке по Волге, экскурсиях.

Походы и поездки за грибами-ягодами – это тоже незабываемое. Наша северная природа, наши подснежники, наша брусника, наша голубика, запах лиственницы, пружинный ковёр под ногами в тайге – всё это осталось с нами на всю жизнь.

Родители ездили иногда по путёвкам отдыхать в отпуск в Туапсе, в Кисловодск. В Прибалтику никто не хотел брать путёвки; считали, что с Севера надо ехать только в жаркие места.

Наша жизнь была насыщена впечатлениями, наполнена общением с природой, наполнена человеческим общением.