Из Сеймчана в отпуск, на "материк"

Захотелось мне рассказать о наших поездках в отпуск, на "материк". Событие это было значительное, так как в отпуск мы ездили раз в три года.

Для нашей семьи, как и для многих сеймчанских семей, отпуск означал выезд на "материк" надолго. Тогда, в 60-70-е годы, мы уезжали в отпуск на полгода. Шести месяцев вполне хватало, чтобы объездить всю родню, отдохнуть и даже устать от отдыха. Зато домой возвращались счастливые, предвкушая встречу с друзьями, с любимым посёлком, о котором начинали скучать через пару недель после отъезда на "большую землю". Сын друзей моих родителей в отпуске на "материке" день начинал с отрыва листка календаря, считая, что день уже прошёл, раз наступило утро. И этот отрыв листка календаря приближал его к возвращению домой.

Вообщем, в то время многие сеймчанские семьи предпочитали не брать отпуск каждый год, а копить его 3 года. И потом уезжать почти на шесть месяцев из Сеймчана. Так поступали и мои родители.

Расскажу, как мы ехали в отпуск в 1969 году. Он мне запомнился тем, что я в том году пошла в школу. Пришлось начинать учёбу не в родном Сеймчане, а в Киеве.

Улетаем из Сеймчана

В отпуск мы, как всегда, улетали самолётом. Прощание с родным посёлком начиналось уже с аэропорта. Было грустно и весело. Весело вспоминалось, как родители зимой считали, сколько дней они пробудут в отпуске, совещались все предыдущие дни, какие вещи брать, в какой регион страны ехать прежде всего. Папа, конечно, рвался на Украину, а мама хотела поскорей попасть к себе на Волгу.

Конечно, папа, как и всегда, победил. Решено - едем на Украину. А это значит, что из Москвы летим в Киев.

И вот мы садимся на сеймчанском лётном поле в самолёт, чтобы всоре приземлится в Магадане. Я мысленно прощаюсь с Сеймчаном. Знаю, что надолго.

И вот мы приземлились в Магадане. Родители беспокоятся, как бы не было проблем с билетами. Часто отпускников поджидают проблемы, ведь отпускников много, летят они во все концы страны, все хотят лететь немедленно. А билетов бывает и не хватает. Но всё-равно все улетают. Летим и мы. Нам в Москву. Наш курс—"Магадан - Москва - Киев", с пересадкой в Москве.

До Москвы летим на Ил-18. Как же я не любила летать! Вначале мне даже нравится, посмотреть сверху на сопки, потом на облака очень приятно. На борту вкусно кормят жареной курицей с рисом, дают консервированные персики, которые очень хочется съесть. Но я не могу! Вечная моя беда - меня тошнит в самолёте. Папа смеётся и шутит, что лётчика из меня не получится.

Летим долго, кажется, что часов 12. Летим с посадкой в Красноярске. Я всегда просила место у иллюминатора. Мне нравилось смотреть на реки, города. Но это было только при снижении видно, а так летишь и летишь над облаками, хочется попрыгать на белой пушистой подушке.

Москва

И вот мы в Москве, в "Домодедово". Прилетев в Москву, заезжаем в Ромашково, к Ивановым. Даже если Раиса Михайловна и дядя Толя с ребятами не в отпуске, родители дяди Толи радушно принимают всех заезжих северян. Пару дней отдыхаем в Ромашково, акклиматизируемся. А потом покупаем билеты и во "Внуково", на самолёт и "До свидания, Москва! Здравствуй, Киев!". После полёта из Магадана в Москву, полёт из Москвы в Киев - ерунда. Всего-то час лёту.

Украина. Киев

Киев. Ветряные горы. Сестра Лена с дядей Васей и дедом Иваном.
Киев. Ветряные горы. Сестра Лена с дядей Васей и дедом Иваном. 60-е годы.

А в Киеве, как всегда летом, зелено, жарко. По утрам на Ветряных Горах, вниз по Краснопольской улице, где мы живём у дяди Васи, проезжают поливалки. Улица после поливальных машин, как умытая, деревья вдоль тротуаров тоже помыты.А сколько высаживалось цветов тогда в Киеве! Цветы были везде. Особенно мне нравились клумбы на склонах Подольского спуска, они смотрелись большими цветными коврами. И даже между трамвайными колеями на улице Фрунзе были высажены цветы! Вообще, разнообразие и количество цветов в то время в Киеве было удивительным. На Печерске всегда росло очень много роз, на Крещатике мне нравились растения какого-то фиолетового оттенка, цвели они крупными красными цветами. И ещё одна киевская особенность, которая мне помнится - все дворы были украшены зелёными изгородями. И вот всё это по утрам летом поливалось; было такое умытое, зелёное, ароматное.

И как же мне хочется, оказавшись в таком жарком пахучем лете, купаться в Днепре, непрерывно есть мороженое! Я потихоньку ною, жалуюсь на жару. Но родители торопятся ехать в Мироновку, к родителям отца. Поэтому Днепр "откладывается" на неопределённое время и мы едем к деду с бабушкой в Мироновку.

Украина. Киевская область. Мироновка

Это совсем недалеко от Киева, часа 3-4 ехать местным поездом. Не помню, ходили тогда электрички или нет, но мы едем проходящим через Мироновку пассажирским поездом. Папа взял билеты на поезд со странным, как мне тогда казалось, названием - "Луганский". Поезд отравлялся под вечер и я заснула в поезде. Когда приехали в Мироновку, то меня еле растолкали. Еле-еле поднялась, а ноги как ватные, идти не хотят. Тогда папа взял меня на руки и нёс до бабушкиного дома. Так врезалась эта ночь в память: чернильная, тёплая, как парное молоко, ночь, темно-темно вокруг нас, зелёные изгороди вдоль перрона, одурающе пахнет маттиолой (её тогда всюду сеяли на Украине). И тихо-тихо кругом, только какие-то редкие гудки на путях. А я всё время просыпаюсь и опять проваливаюсь в сон, покачиваясь у папы на руках. И слышу слова мамы, идущей рядом:"Да, действительно, тиха украинская ночь...". Идти от вокзала до усадьбы недалеко, минут десять. Вот подходим, видим огоньки во дворе, стучим. Слышим возгласы, радостные вопросы... Всё, дальше не помню, засыпаю окончательно.

А утро начинается с завтрака в саду. У деда был сделан стол под старой яблоней, там и затракали, и обедали, и ужинали летом в хорошую погоду.

Мироновка. Я с двоюродной сестрой Валей. В дверях видна баба Лена. 1971.

На завтрак баба Лена по украинской привычке навалила на стол пучки редиски, молодого зелёного чеснока, поставила яичницу, зажаренную на сале, молоко в глечике, выставила домашнюю колбасу, жареных маленьких карасиков, картошку с укропом. И принесла из печи горячий борщ в чугунке. Что-что, а борщ бабуля Лена варить умела!

После завтрака, который длился долго, где собственно затрак перемежался разговорами, расспросами о жизни на Севере, воспоминаниям, все расходились по своим делам.

И потянулись летние дни на Украине. У нас с Леной в Мироновке были двоюродные брат и сестра, Илюша и Валя. Вот с ними мы и проводили всё время. Иногда ходили с дедом Иваном на огород. Очень нам хотелось ходить на речку Россаву, протекавшую в Мироновке. Это приток Роси. Иногда взрослые ходили с нами на пляж, но часто им было не до нас. Тогда мы довольствовались бережком речушки Росавки, которая протекала совсем рядом. Там мы иногда жгли костёр. Я завидовала брату Илье, каждый день ходившему на рыбалку с друзьями и приносившему карасиков, которые жарила бабушка.

Вскоре родители уехали по путёвке, взятой в Сеймчане, в Кисловодск, а мы с Леной остались в Мироновке.

Мама и папа на отдыхе на Кавказе. 1969 год.

Как-то родители передали с Кавказа с тётей Раей, ездившей туда проводницей на поезде, гостинец в виде фруктов. Это они так давали знать нам, что скоро приедут. Время летело и скоро мама с папой вернулись. Они хорошо отдохнули. Пора было трогаться дальше в путь. Теперь нас ждала Волга.

Россия. Поволжье. Ульяновская область

К маминой родне мы выехали вскоре после возвращения родителей с Кавказа. Надо было успеть съездить на Волгу до начала учебного года. И вот - едем. Решили ехать поездом, с пересадкой в Москве. Как же я любила ехать поездом! И далеко! Это не самолётом лететь, где всегда тошнит и всего одна посадка. Тут едешь от Киева до Москвы, а потом от Москвы до Мелекесса (ныне Димитровград). Это аж Ульяновская область. Сколько впечатлений в дороге! Для меня самое яркое впечатление - это переезд по мосту через Волгу. Не знаю почему, но и сейчас, если приходится ехать в те места, то я стараюсь не пропустить проезда на Волгой, посмотреть на её "стальную" водичку. И на волжские кручи, на которых стоит Ульяновск.

Вообще-то, ехали мы до Малыклы, прямо к бабушке Марье. Мама очень любила свою мать и стремилась побыстрее её увидеть. Родители дали телеграмму дядя Ване(маминому старшему брату, жившему вместе с бабушкой), чтобы нас встретили. Но не тут-то было!!!

Мелекесская родня, в лице семьи старшей маминой сестры Насти, узнала номер поезда и вагона, в котором мы едем, от дяди Вани, сообщившего их по неосторожности тёте Насте. И вот, мы сидим в вагоне, пьём вкуснейший чай. Подъезжаем к Мелекессу. Вот и перрон. Сидим пьём. И вдруг, мимо окна останавливающегося поезда проплывает, стоящая на перрона, моя старшая двоюродная сестра Наташа с букетиком цветов в руках. А потом и остальные показались. Нас, конечно, снимают с поезда, а я с сожалением смотрю на остывающий в стаканах чай, так и недопитый. Не судьба! Дядя Ваня долго сердился на тётю Настю, говорил, что обидели мать, которая очень ждала свою младшую дочь в тот день.

Россия. Ульяновская область. Малыкла

На следующий день все вместе едем в Малыклу. Это тоже большое удовольствие. Тогда, в 1969 году, в Малыклу мы ехали на поезде с настоящим паровозом. Поезд называли "Салаванка". Как я потом узнала, это название он заслужил тем, что конечный пунк его назначения был город Салавань в Татарии. Вот и прозвали так. Паровозную тягу этот поезд сохранил аж до середины 80-х. Очень нам нравилось ехать на "Салаванке". Весело смотреть в окно, слушать гудки паровоза. Жаль. что дорога короткая, каких-то полчаса или чуть больше.

Приехав в Малыклу, дальше щли пешком, минут двадцать. Шли мимо деревянного вокзала, который помнил ещё войну, а потом, как встречали эшелоны с демобилизованными, возвращавшимися с войны. Мама рассказывала, как в этом вокзальчике спали вповалку на полу люди, встречающие военные эшелоны. Он и сейчас жив, этот вокзал.

Ну вот. Идём от вокзала полями, вдали видеются фермы. Идём мимо огородов, огороженных жердевыми заборами. На жердях кто-нибудь сидит. Иногда спрашивают, к кому приехали. Иногда узнают.

И так мне всё это нравится: и заборы, и баньки на огородах, и стадо коров вдали, и деревянные дома, и стадо овец. У дяди Вани тоже были овцы. К нашему приезду дядя Ваня обазательно резал барана. Я тогда как-то не задумывалась о печальной участи барана и с удовольствием лопала баранину.

И вот наконец-то подходим к дому. Навстречу почти выбегает бабушка.
Бабушка с внучками. Я - рядом с бабушкой слева. 1969.
Тут, конечно, начинаются объятия, слёзы. Баба Марья по-очереди всех обнимает, что-то говорит. Но я её не понимаю. Она-то по-мордовски говорит, а я ни бум-бум. Я даже обижалась на маму, что не научила своему родному языку нас с сестрой. С родной бабушкой через переводчика (маму) приходилось разговаривать. Все другие наши родственники с маминой стороны по-мордовски понимали.

Народу собралось много. Тут и мелекесские родственники: тётя Настя с дядей Костей и их трое дочерей (Наташей, Надей, Ирой), да как правило к этому времени приезжали из Свердловска в отпуск тётя Женя с дочерью Машей, да дядя Коля приезжал (его три дочки тоже иногда приезжали на такой сбор родни), который тоже жил в Мелекессе, да дядя Ваня с тётей Клавой. А у них было 4 детей - наших двоюродных: Дима, Вова, Таня и Света. Вот такая орава собиралась.

Садились за стол. В Малыкле стол совсем другой. Первое угощение здесь - пироги. Пирогов пекли много, с разными начинками. Тут и ватрушки, и пирог с грибами, с капустой, с сухофруктами (я такой только в Малыкле пробовала), с мясом. Много на столе всегда было молочного, мордва вообще очень любит молочные блюда. Много чего ещё было на столе, но я больше всего радовалась пирогам. Таких пирогов, как у бабушки в Малыкле, мне больше нигде не доводилось пробовать. Она была признанной мастерицей в этом деле. За столом, как всегда, начинались разговоры, расспросы. Чуть позже тётя Настя доставала гитару и все начинали петь песни. Золотое время! Так проходил день встречи с роднёй в Малыкле.

Потекли отпускные дни.

Бабушкин дом в Малыкле.
Часто ранним утром, тётя Клава будит нас, суёт в руки кружку парного молока. Выпиваем и валимся спать дальше.

Дни летят быстро. Вокруг много родни, всё время занято общением.

По субботам - баня. Баня топится по-чёрному, т.е. дым выходит в дверь. После протопки баню проветривают и идут париться. Чего я никогда не могла понять, так это того, как взрослые выдерживают эту "каторгу" с паром. Я всегда от пара удирала. После бани ждёт квас или чай со смородиновым листом. Такая была традиция - бросать в чайник листочки и веточки смородины в кипяток. Чай получался очень ароматным. Вот так и проходили отпускные дни в Малыкле.

Но лето подходит к концу, пора собираться в Киев. Там меня ждёт первый класс.

Снова Киев

В Киев возвращаемся незадолго до 1 сентября. Успеваем застать школьные базары. И вот первое сентября. Пришлось идти в первый класс не в родном Сеймчане, а в Киеве. Пошла в новую, только что построенную, школу на Ветряных Горах, в 1-й класс "Г" школы №193. Эту школу сдали как раз к 1 сентября. В этот же класс я потом вернулась в 1972 году, когда мы уехали из Сеймчана.

В школе мне понравилось. Школа была новая, окружена яблоневым садом. Все ученики на переменах гуляли в этом саду. Мне, ребёнку с Севера, всё это казалось сказкой.

В сентябре ребят из более старших классов пару раз возили в сады, помогать убирать фрукты. Моя сестра Лена тоже ездила. Я помню она привезла два огромных антоновских яблока, которые меня привели в полный восторг. И вообще, в Киеве в сентябре везде стояли контейнеры с арбузами и дынями, ящики с виноградом, грушами, сливами, яблоками. Стоило всё это копейки и мы с радостью всё это покупали. Только северяне могут понять восторг по поводу фруктов (что их много и продаются они на каждом углу)!

И несмотря на всё это изобилие, тепло, новые впечатления, я всё чаще и чаще спрашивала маму, когда же мы вернёмся домой, в Сеймчан. Мне начинал снится Сеймчан, я вспоминала наш дом, соседей, улицы посёлка. И вот наконец-то начинаем собираться в путь, домой в Сеймчан. Дед Иван привёз из Мироновки ведёрный бидон гречишного( или "гречаного", как он говорил) мёду, ведро вишнёвого варенья, а также гуся. С этим гусём была связана смешная история.

Итак, "мироновский гусь"! Как всегда в конце отпуска денег оставалось только на обратный путь домой. И вот мы опять в Москве. Переехали из "Внуково" в "Домодедово" и ждём свой рейс на Магадан. А тут нелётная погода. И засели мы в аэропорту надолго. Поиздержались. Думали за сутки добраться до Сеймчана. А тут сидим. Денег почти нет. И тут наш папа решил заняться коммерцией. Взял гуся и пошёл продавать его в ресторан. А что? Гусь отличный, домашний, богатырских размеров. Конечно, никто его не купил. И только папа вернулся из своего неудачного коммерческого похода в ресторан, как объявили посадку на наш рейс. Так что гусь улетел в Сеймчан, где и был съеден. Зато долго потом со смехом вспоминали попытку с ним расстаться. Так мы покинули Москву.

Домой

Прилетев в Магадан, мы изнываем от нетерпения: хочется быстрее домой, в Сеймчан. Наконец-то садимся в самолёт. И вот подлетаем. Самое незабываемое - это возвращение в Сеймчан! Подлетаешь, видишь посёлок, здание аэропорта. Сердце выпрыгивает от счастья из груди! Вот он - наш самый лучший на свете Сеймчан!

Наконец-то мы дома!!! Ура!!!