Он заинтересовал меня рассказом о перелётах, которые были вполне обыденным явлением для времён моего далёкого советского детства.
Тогда все в отпуск летали самолётами от самого посёлка. Сначала до областного центра, т.е. Магадана, а потом до любой точки на карте СССР. Это был привычный и обыденный вид транспорта.
И сколько же аэропортов было построено на нашей северной земле!
Например, наша семья в 60-70-е годы добиралась от Сеймчана до Киева исключительно самолётом. С посадкой в Красноярске, а иногда в Кемерово. Так летели до Москвы, перезжали из аэропорта «Домодедово» в аэропорт «Внуково», а уж потом до Киева.
Теперь, когда авиация не является массовым видом транспорта для всего населения страны, интересно было вместе с авторами пролететь вновь по маршруту от края до края страны.
Страшное дело. Полёт на Чукотку
|
Летали мы тогда (в 80-е годы) так: Москвичи, южный маршрут: Домодедово-Магадан-Билибино, 7200 км. Северный маршрут: Внуково-Норильск-Певек-Билибино, 6000 км. Уральцы, южный маршрут: Свердловск-Усть-Илимск- Магадан-Билибино, 6400 км Северный: Свердловск-Норильск-Певек-Билибино, 5100 км. Времени эта процедура занимала от суток до бесконечности в зависимости от погоды, бензина, наличия самолетов и миллиона других важных северных факторов. И аэропорты посадки не всегда перечисленные, могли быть замены: Игарка, Иркутск, Чокурдах, Красноярск, Черский, Барнаул, Хатанга, Братск. |
Свердловск (Екатеринбург), Кольцово, 2000-е годы. Для уральцев тут старт. Рейс 4128, Краснодар-Свердловск-Иркутск-Магадан. Не всегда Иркутск, были варианты с Братском, Усть-Илимском, Якутском. |
Посадка номер 1. Усть-Илимск. От Свердловска 2500 км. Что любопытно и грустно: его построили в 1990-1993 годах, делался под международные линии как аэропорт подсадки для транссибирских иностранных рейсов. В 2000 году был окончательно закрыт и заброшен. |
Посадка номер 2. Магадан, аэропорт Сокол. От Свердловска 5200 км. Тут выходим и надеемся попасть на рейс Магадан-Сеймчан-Омолон-Кепервеем. Летит Ан-24, Магаданский авиаотряд, что-то типа КолымаАвиа. |
Магадан, аэропорт Сокол, июнь 2006. |
Магадан, аэропорт Сокол, май 1968. |
Посадка номер 3. Поселок Сеймчан, от Свердловска 5500 км. Осень, 1983 год. |
Сеймчан, зима. |
Сеймчан, вход в аэропорт. |
Ну и там же, но зимой. У Сеймчана есть хороший сайт с кучей фото, форумом, новостями. Масса приятных для бывших северян вещей! |
Посадка номер 4. От Свердловска 6000 км. Село Омолон. То есть аэропорт села Омолон. |
Подлетаем, полоса Кепервеема. |
Или вот. Кто ищет здание аэропорта надо смотреть в левом верхнем углу. Февраль 2006. |
Сели. Посадка номер 5. Дома. Кепервеем (снято в 2002 году). От Свердловска 6400 км. Надо быстрее в автобус, 40 минут до поселка, а там, глядишь Коля Дронов уже стол накрыл... |
Теперь путь из Москвы. Внуково, как следует из подписи, 1965 год, Ил-18. Стартуем рейсом Москва-Норильск-Певек. Внуковский авиаотряд, Ту-154. |
Посадка номер 1. Норильск, аэропорт Алыкель. От Москвы 2900 км и 4 часа лету. |
И с обратной стороны. Это здание новое, построили в 1978 году, запустили, наверное, в 1980. |
Сюда мы не должны попасть - аэропорт местных авиалиний Валек плюс порт для гидросамолетов. На площадке стоят Ми-8, Ил-14, Ли-2. Не видны отсюда Ан-2 с поплавками на реке Норилка. Здесь летал сам Молоков в 40-е годы. Много фотографий есть на сайте Норильчанин и фотопроекте Заполярной правды, кому интересно вспомнить - там вам это будет. А всякие текущие новости есть на Норкоме. |
Алыкель, примерно 1980. |
А если не повезет и Алыкель будет закрыта, то гостеприимная Хатанга всегда будет нам рада. Как вспомнишь, так вздрогнешь. Но лучше, чем Чокурдах. Стоит Ил-18, кто-то залетел... |
Посадка номер 2. Певек, аэропорт Апапельгино. Принимаемые воздушные суда: Ан-12,-24,-26,-74, Ил-18,-76 с ограничениями, Ту-134,-154,-204, Як-40 и др. типы ВС 3 и 4 классов. От Москвы 5800 км, до Билибино осталось 250 км. |
Давно, в 80-х, аэропорт выглядел так. На фото не видно, в скверике перед бараком, то есть виноват, перед терминалом Апапельгино какие-то гипсовые скульптуры пионэров и оленеводов еще стояли... Хороший сборник фото по Чукотке для любителей вспомнить есть тут. |
И, если в Певеке с пересадкой повезло, то через 50 минут лета будет финальная посадка номер 3 в Кепервееме. Кипер встречает так... |
Или так. Вместе с Юрой Александровым и Ан-32. Кто дошел до сюда в подарок ссылка на сайт NordOst. Конец, расстегните ремни, сходите к холодильникау, 100 грамм не помешает... 6000 км мы снова вместе пролетели. |